Корабли

 

        С начала 1880-х годов все флоты мира переходят на медленногорящие пороха и орудия, заряжающиеся с казенной части. Новые пороха сделали излишним стремление к особо крупным калибрам: 305-мм пушка длиной 30 калибров пробивала в полтора раза более толстую железную броню, чем прежняя 440-мм. Вот почему всюду принимается для главной артиллерии примерно одинаковый тип орудия — 305—330-мм нарезная пушка, заряжавшаяся с казенной части.
  Когда в середине 1850-х годов кораблестроение предъявило сирое на железные плиты для броненосцев, металлурги разработали три способа их получения. Самый простой — так называемый «уклад» — скрепление пяти-шести железных листов толщиной 10—15 мм с помощью болтов. Второй способ был разработан известным русским металлургом И. Обуховым, который предложил получать литые стальные плиты толщиной до 60 мм. И наконец, наибольшее распространение получил третий способ — получение плит толщиной до 130 мм расплющиванием и проковкой железных болванок. Как раз таким способом были изготовлены во Франции броневые плиты для «Глуара».
  Британское адмиралтейство, обеспокоенное слухами о «Глуаре», решило разом опередить своих соперников и при постройке своего первого броненосца использовать все возможности и новинки английской промышленности, которая в те времена не знала себе равной в мире. Английский «Уорриор», заложенный за несколько месяцев до спуска на воду «Глуара», строился целиком из железа, был больше по водоизмещению и размерениям, сильнее по вооружению, быстроходнее. Броневые плиты для него также изготовлялись по новому методу: они состояли из нескольких железных листов, нагретых в печах до сварочного жара и прокованных паровыми молотами. Англичане очень гордились этим способом производства брони. По их мнению, он свидетельствовал о колоссальном превосходстве британской промышленности и британских специалистов, которым будто бы стоило только взяться за новое дело — и они тут же оставили позади весь мир. Однако британская новинка не может идти ни в какое сравнение с тем вкладом, который внес в броневое производство русский мастер В. С. Пятов, работавший на Ижорском заводе.
  Летом 1859 года он предложил высокопроизводительный метод получения брони на прокатном стане. Направляя свой проект бронепрокатного стана и броневого цеха шефу военно-морского флота великому князю Константину, Пятов писал: «Если такой способ, сделавшись известным за границей, войдет в употребление там раньше нашего, то тамошние флоты будут иметь это железо с большей выгодностью, дешевым, ранее нас и более усилятся, а наш флот будет или покупать это железо за границей и платить огромные суммы, или же останется без средств к равенству в морской силе с иностранными флотами». Увы, предчувствие не обмануло Пятова: Константин приказал направить проект на отзыв за границу, зарубежные фирмы, конечно, дали на него отрицательные отзывы, а через три года английская фирма «Дж. Браун и К0» изготовила прокатный броневой стан и получила монополию на поставку броневых плит для русского флота. Лишь в 1866 году, с опозданием на шесть лет, броневая мастерская Ижорского завода выдала первую прокатанную но идее Пятова броню — плиты толщиной 114 мм, а спустя четыре года ижорцы освоили небывалую доселе задачу: изготовление броневых плит толщиной 381 мм! Но к этому времени стало уже ясно, что простым утолщением железных плит задачу не решить и что надо искать новые, более прочные материалы.
  В начале 1880-х годов две английские фирмы начали эксперименты с броней компаунд — двухслойной сталежелезной плитой, одна сторона которой представляла собой твердую сталь, а другая — вязкое железо. Первая фирма получила такую броню, выливая расплавленную жидкую сталь на раскаленный лист железа. Вторая сваривала стальную и железную плиты, заливая между ними расплавленную сталь. В результате получалась броня компаунд, на 25% более прочная, чем чисто железная.
  Примерно в это же время фирма «Шнейдер» во Франции вела работы по получению стальной брони, которая, однако, оказалась весьма склонной к растрескиванию при попадании в нее снаряда. Чтобы устранить этот недостаток, французские металлурги стали добавлять в сталь 3—4% никеля. А в 1890 году американский инженер X. Гарвей изобрел процесс, с помощью которого содержание углерода в поверхностном слое никелевой брони можно было повысить с 0,2% до 1%. Для этого между двумя плитами никелевой стали насыпали кокс и весь такой «сэндвич» помещали на три недели в газовую печь, после чего подвергали закалке в масле и воде. В результате такой «гарвеизации» получалась броня, которая была в два раза более стойкой, чем чисто железная.
  Через четыре года немецкая фирма Крупп завершила процесс создания брони: добавив в никелевую сталь хром и марганец, металлурги в течение нескольких месяцев выдерживали в печах плиты с насыпанным на них коксом, и в результате получалась так называемая цементированная броня. К 1900 году была получена крупповская броня, в 2,5 раза более прочная, чем чисто—железная. Это значило, что 600-мм железная броня — самая толстая из всех когда-либо устанавливавшихся на кораблях — теперь могла быть заменена плитой крупповской брони толщиной всего 240 мм.
  Но и артиллеристы не остались в долгу. На смену дымным порохам приходят медленногорящие бездымные, изменившие облик самих орудий. Вместо толстых коротких пушек появляются длинные и тонкие. Если средняя длина ствола в 1890-х годах составляла 30 калибров, то в 1905-м —45—50 калибров. Благодаря такому удлинению начальная скорость снарядов возросла с 300 м/сек до 900 м/сек, а сами они стали изготовляться из легированных термообработанных сталей и снаряжаться мощными взрывчатыми веществами: пироксилином, тринитротолуолом, пикриновой кислотой и др. И уже в 1897 году русская 152-мм пушка на полигоне пробила насквозь крунповскую броню толщиной 254 мм, а для 305-мм снарядов оказалась по силам и 406-мм плита!
  Эти блестящие результаты были бы немыслимыми без работ плеяды талантливых русских специалистов. Достаточно сказать, что с 1890 года над созданием бездымных порохов работал великий русский химик Д. И. Менделеев, который получил новую разновидность нитроклетчатки — пироколлодий. Созданный на ее основе совершенно однородный бездымный порох позволил русским специалистам 5 июня 1893 года впервые в мире произвести стрельбы таким порохом из 305-мм орудий. На Западе в это время бездымный порох применялся только в ружьях.
  В работах Менделеева, посвященных порохам, большое участие принимал хорошо известный адмирал С. О. Макаров, который в эти годы тоже сделал важные усовершенствования в артиллерии. Он изобрел так называемый «макаровский наконечник» из мягкой стали, который увеличивал бронепробиваемость снаряда при малых и умеренных углах встречи снаряда с броней. Эти результаты, на первый взгляд свидетельствующие о полном торжестве снаряда над броней, в действительности ничуть не уменьшили ценности бронирования. Они лишний раз показали, сколь беспочвенны упования на создание абсолютно неуязвимого корабля, целиком покрытого непробиваемой броней. И как много зависит от искусства конструктора, умеющего гармонично сочетать средства защиты и нападения в создаваемом им корабле.

 

 

Главная

Часть 1
Часть 2

Hosted by uCoz