С начала 1880-х
годов все флоты мира переходят на медленногорящие пороха и орудия, заряжающиеся
с казенной части. Новые пороха сделали излишним стремление к особо крупным
калибрам: 305-мм пушка длиной 30 калибров пробивала в полтора раза более толстую
железную броню, чем прежняя 440-мм. Вот почему всюду принимается для главной
артиллерии примерно одинаковый тип орудия — 305—330-мм нарезная пушка,
заряжавшаяся с казенной части.
Когда в середине 1850-х годов кораблестроение предъявило сирое на
железные плиты для броненосцев, металлурги разработали три способа их получения.
Самый простой — так называемый «уклад» — скрепление пяти-шести железных листов
толщиной 10—15 мм с помощью болтов. Второй способ был разработан известным
русским металлургом И. Обуховым, который предложил получать литые стальные плиты
толщиной до 60 мм. И наконец, наибольшее распространение получил третий способ —
получение плит толщиной до 130 мм расплющиванием и проковкой железных болванок.
Как раз таким способом были изготовлены во Франции броневые плиты для «Глуара».
Британское адмиралтейство, обеспокоенное слухами о «Глуаре», решило разом
опередить своих соперников и при постройке своего первого броненосца
использовать все возможности и новинки английской промышленности, которая в те
времена не знала себе равной в мире. Английский «Уорриор», заложенный за
несколько месяцев до спуска на воду «Глуара», строился целиком из железа, был
больше по водоизмещению и размерениям, сильнее по вооружению, быстроходнее.
Броневые плиты для него также изготовлялись по новому методу: они состояли из
нескольких железных листов, нагретых в печах до сварочного жара и прокованных
паровыми молотами. Англичане очень гордились этим способом производства брони.
По их мнению, он свидетельствовал о колоссальном превосходстве британской
промышленности и британских специалистов, которым будто бы стоило только взяться
за новое дело — и они тут же оставили позади весь мир. Однако британская новинка
не может идти ни в какое сравнение с тем вкладом, который внес в броневое
производство русский мастер В. С. Пятов, работавший на Ижорском заводе.
Летом 1859 года он предложил высокопроизводительный метод получения брони
на прокатном стане. Направляя свой проект бронепрокатного стана и броневого цеха
шефу военно-морского флота великому князю Константину, Пятов писал: «Если такой
способ, сделавшись известным за границей, войдет в употребление там раньше
нашего, то тамошние флоты будут иметь это железо с большей выгодностью, дешевым,
ранее нас и более усилятся, а наш флот будет или покупать это железо за границей
и платить огромные суммы, или же останется без средств к равенству в морской
силе с иностранными флотами». Увы, предчувствие не обмануло Пятова: Константин
приказал направить проект на отзыв за границу, зарубежные фирмы, конечно, дали
на него отрицательные отзывы, а через три года английская фирма «Дж. Браун и К0»
изготовила прокатный броневой стан и получила монополию на поставку броневых
плит для русского флота. Лишь в 1866 году, с опозданием на шесть лет, броневая
мастерская Ижорского завода выдала первую прокатанную но идее Пятова броню —
плиты толщиной 114 мм, а спустя четыре года ижорцы освоили небывалую доселе
задачу: изготовление броневых плит толщиной 381 мм! Но к этому времени стало уже
ясно, что простым утолщением железных плит задачу не решить и что надо искать
новые, более прочные материалы.
В начале 1880-х годов две английские фирмы начали эксперименты с броней
компаунд — двухслойной сталежелезной плитой, одна сторона которой представляла
собой твердую сталь, а другая — вязкое железо. Первая фирма получила такую
броню, выливая расплавленную жидкую сталь на раскаленный лист железа. Вторая
сваривала стальную и железную плиты, заливая между ними расплавленную сталь. В
результате получалась броня компаунд, на 25% более прочная, чем чисто железная.
Примерно в это же время фирма «Шнейдер» во Франции вела работы по
получению стальной брони, которая, однако, оказалась весьма склонной к
растрескиванию при попадании в нее снаряда. Чтобы устранить этот недостаток,
французские металлурги стали добавлять в сталь 3—4% никеля. А в 1890 году
американский инженер X. Гарвей изобрел процесс, с помощью которого содержание
углерода в поверхностном слое никелевой брони можно было повысить с 0,2% до 1%.
Для этого между двумя плитами никелевой стали насыпали кокс и весь такой
«сэндвич» помещали на три недели в газовую печь, после чего подвергали закалке в
масле и воде. В результате такой «гарвеизации» получалась броня, которая была в
два раза более стойкой, чем чисто железная.
Через четыре года немецкая фирма Крупп завершила процесс создания брони:
добавив в никелевую сталь хром и марганец, металлурги в течение нескольких
месяцев выдерживали в печах плиты с насыпанным на них коксом, и в результате
получалась так называемая цементированная броня. К 1900 году была получена
крупповская броня, в 2,5 раза более прочная, чем чисто—железная. Это значило,
что 600-мм железная броня — самая толстая из всех когда-либо устанавливавшихся
на кораблях — теперь могла быть заменена плитой крупповской брони толщиной всего
240 мм.
Но и артиллеристы не остались в долгу. На смену дымным порохам приходят
медленногорящие бездымные, изменившие облик самих орудий. Вместо толстых
коротких пушек появляются длинные и тонкие. Если средняя длина ствола в 1890-х
годах составляла 30 калибров, то в 1905-м —45—50 калибров. Благодаря такому
удлинению начальная скорость снарядов возросла с 300 м/сек до 900 м/сек, а сами
они стали изготовляться из легированных термообработанных сталей и снаряжаться
мощными взрывчатыми веществами: пироксилином, тринитротолуолом, пикриновой
кислотой и др. И уже в 1897 году русская 152-мм пушка на полигоне пробила
насквозь крунповскую броню толщиной 254 мм, а для 305-мм снарядов оказалась по
силам и 406-мм плита!
Эти блестящие результаты были бы немыслимыми без работ плеяды талантливых
русских специалистов. Достаточно сказать, что с 1890 года над созданием
бездымных порохов работал великий русский химик Д. И. Менделеев, который получил
новую разновидность нитроклетчатки — пироколлодий. Созданный на ее основе
совершенно однородный бездымный порох позволил русским специалистам 5 июня 1893
года впервые в мире произвести стрельбы таким порохом из 305-мм орудий. На
Западе в это время бездымный порох применялся только в ружьях.
В работах Менделеева, посвященных порохам, большое участие принимал
хорошо известный адмирал С. О. Макаров, который в эти годы тоже сделал важные
усовершенствования в артиллерии. Он изобрел так называемый «макаровский
наконечник» из мягкой стали, который увеличивал бронепробиваемость снаряда при
малых и умеренных углах встречи снаряда с броней. Эти результаты, на первый
взгляд свидетельствующие о полном торжестве снаряда над броней, в
действительности ничуть не уменьшили ценности бронирования. Они лишний раз
показали, сколь беспочвенны упования на создание абсолютно неуязвимого корабля,
целиком покрытого непробиваемой броней. И как много зависит от искусства
конструктора, умеющего гармонично сочетать средства защиты и нападения в
создаваемом им корабле.