Корабли

 

       Конструктор с гордостью именовал свое детище «львом в стаде овец», интуитивно ощущая, что броня оказалась дли этого корабля не просто пассивной защитой, но и средством усиления нападения. В самом деле, чем меньше расстояние между орудием корабля и целью, тем легче в нее попасть и тем разрушительнее действует на нее снаряд. Железная броня «Глуара», позволявшая ему безнаказанно приближаться к вражескому кораблю, тем самым как бы увеличивала эффективность его пушек. Нот почему один броненосец без особого риска для себя мог вступить в бой и уничтожить целую эскадру многопушечных деревянных кораблей. Вот почему, как писал тогда один военно-морской обозреватель, «морские державы, считавшие себя могущественнейшими в мире, вдруг увидели, что они почти вовсе беззащитны, если не примут решительных мер к созданию броненосных флотов». И вот почему кораблестроители начали поспешно обшивать борта деревянных линейных кораблей и фрегатов железными плитами.
  Таким образом, «Глуар» породил целую плеяду так называемых панцирных кораблей, которые, будучи неуязвимыми для ядер тогдашних корабельных гладкоствольных пушек, могли безнаказанно сойтись вплотную с самым сильным вражеским деревянным кораблем и расстрелять его. Но по мере увеличения числа панцирных кораблей становилось все яснее: не за горами время, когда броненосцам придется встретиться в бою с себе подобными. Л как, каким оружием можно поразить такою противника?
  Первыми столкнулись с этой задачей американские моряки во время гражданской войны между северными и южными штатами в 1861 — 1865 годах. Они решили выводить из строя вражеские броненосцы, нанося им (•отрясающие артиллерийские удары, которые корежили бы железные плиты, гнули их, срывали с креплений, расшатывали бы конструкцию корпуса. Для нанесения таких ударов требовались пушки, стреляющие ядрами хотя и тяжелыми, но летящими со сравнительно малой скоростью. Л такие пушки отличались от хорошо отработанных и изученных корабельных орудий парусной эпохи лишь значительно большими размерами.
  В 1860-Х годах в американском флоте на смену прежним 150— 175 мм пушкам приходят чугунные чудовища калибром 305, 381 и даже 508 мм! Расплатой за такое увеличение калибра стал огромный вес: 12,19 и 50 гони вместо прежних 3 41 К разработке таких гладкоствольных крупно калиберных пушек приступили было в Англии, Франции и России, но как раз в это время на смену панцирным кораблям со слабым деревянным корпусом пришли настоящие броненосцы, сделанные целиком из железа. Выдерживая без разрушения попадания самых тяжелых ядер, они ясно показали: снаряд должен пробивать броню насквозь. А для этого требовалось орудие, мало похожее на корабельную пушку парусной эпохи.
  В самом деле, чтобы сделать сквозную пробоину в броневой плите, снаряд должен ударить, в нее с максимально высокой скоростью. Сообщить снаряду предельно допустимую скорость и как можно меньше растерять ее в полете к пели — вот, в сущности, главная задача артиллерийского конструктора, проектирующего бронебойное орудие. Чтобы выполнить эту задачу, артиллеристам пришлось отказаться от круглых ядер, испытывавших в полете слишком большое сопротивление воздуха, и заме нить их продолговатыми снарядами с заостренной головкой. Л чтобы такие снаряды не кувыркались в полете, их пришлось стабилизировать, раскручивая вокруг продольной оси с помощью спиральных парезов в канале ствола.
  Эти нововведения породили нарезные пушки. Поначалу и них приме пилен быстрогорящий зернистый черный порох, при сгорании которого образовывалось сразу большое количество газов, создававших в каморе орудия высокое давление. Чтобы выдержать его, пушка должна была быть толстой и короткой. И действительно, длина ствола первых паре:! пых пушек не превышала 12—18 калибров. Поскольку энергетические возможности черного пороха при таких длинах практически исчерпывались, для увеличения бронепробиваемости приходилось идти на постепенное увеличение калибра.
  С 1860 по 1870 год толщина железных плит, пробиваемых снарядом па дистанции около 1000 метров, возросла со 195 до 370 мм. По какой ценой достался этот успех! Калибр орудий пришлось увеличит!, со 178 до 305 мм, а их вес — с 7 до 35 тонн! Но этим дело не кончилось. Появление призматического черного пороха, позволившего растянуть время горения и снизить максимальное давление в каморе, привело к созданию еще более крупных орудий, калибром 406 и 440 мм. Однако эффект, достигнутый ценой утяжеления пушек до 80 и 100 тонн, оказался незначительным: на дистанции 1000 метров эти монстры пробивали железные плиты толщиной 570 — 575 мм. Тем не менее разработка таких махин, которые уже не могли управляться вручную, сыграла важную роль в развития боевой техники, породив гидравлические механизмы, поднимающие и опускающие ствол, поворачивающие башню и досылающие в дуло заряд и снаряд.
  Да. да, мы не оговорились: вплоть до конца 1870-х годов англичане. претендовавшие на первенство в морском вооружении, упорно предпочитали орудия, заряжавшиеся с дула. «Не может быть никакого сомнения в том, писал в 1809 году главный строитель британского флота Э. Рид,— что английская артиллерия в настоящее время превосходит французскую и заряжание с дула до сих пор оказывалось гораздо лучше, чем с казенной части... Приспособление для заряжания с казенной части крайне неудовлетворительно, и при самых выгодных обстоятельствах самые тяжелые французские пушки не могут сделать более одного вы стрела в 2 минуты, тогда как английские большие пушки делают три и четыре выстрела в то же время».
  Риду было невдомек, что дульнозарндные орудия могли соперничать с казнозарядными только до тех пор, пока в артиллерия применялся быстрогорящий черный порох. Появление же медленногорящих бурых и шоколадных пороков, позволяющих увеличить дальнобойность и броне пробиваемость, существенно изменило положение.
  Пушки для таких порохов получались сравнительно длинными и топкими, и заряжать их с дула было уже неудобно. Во-первых, не так-то просто протолкнуть в казенную часть ствола длиной 30 — 35 калибров заряд и увесистый снаряд. Во-вторых, после каждого выстрела необходимо было откатывать или поворачивать орудие так, чтобы его дульный срез оказывался над палубой для последующего заряжания. Наконец, дульнозарядное орудие таило в себе опасность двойного заряжания. Вывали случаи, когда артиллеристы, забыв, что орудие уже заряжено, досылали в ствол второй заряд и производили выстрел. В результате орудие разрывалось и уничтожало весь расчет...
 

 

 

Главная

Часть 1
Часть 3

Hosted by uCoz